Автомобиль – не роскошь, а прежде всего средство передвижения. Некоторые водители считают, что внесение изменений в конструкцию ТС регистрировать не нужно. Но согласно ПДД и другим нормативно-правовым актам участники движения должны соблюдать осторожность, чтобы снизить риск наступления травматизма или аварийной ситуации.
В Правилах ДД, а именно п. 7.18 в перечне неисправностей технеисправностей, запрещающих использование машины, указано, что в отсутствии разрешения на переоборудование автомобиля, ее дальнейшая эксплуатация невозможна. За данное правонарушение согласно КоАП предусмотрен штраф.
Виды изменений конструкции ТС
Прежде чем приступить к оформлению тюнинга авто, необходимо разобраться с тем, что следует считать переоборудованием транспортного средства. К изменениям в конструкции можно отнести удаление элементов, узлов, замена их аналогичными деталями или внедрение дополнительных.
Закон о переоборудовании ТС регламентирует следующие доработки:
- замена кузова, изменение его цвета;
- перенос управления;
- к переоборудованию автомобиля относится установка движка с иными характеристиками;
- изменение конструкции – количество, месторасположение баков с топливом, сидений;
- замена вида тормозной и топливной системы;
- изменение конструкции – габаритов, массы ТС;
- переоборудование авто – работы с осветительными устройствами, световыми приборами;
- замена отдельных частей машины, использующихся для обзора и видимости, установленных производителем.
Что еще считается тюнингом – установка фаркопа, колес с другим радиусом, силовых бамперов, снятие кресел (если детали зафиксированы болтами, а не специальными защелками).
Некоторые виды переоборудования ТС предусматривают оформление разрешения, о других собственник машины должен только сообщить Госавтоинспекции. Однако регистрация изменений – обязательная процедура для всех авто с тюнингом.
Как документально оформить переоборудование машины
Чтобы не нарушать закон и не выплачивать штрафы следует соблюдать требования относительно тюнинга ТС. Порядок внесения изменений следующий:
- экспертиза, не основании которой выдается заключение о невозможности или возможности изменения конструкции ТС (этот документ может оформить только сертифицированная организация);
- заявление и документы на переоборудование подаются в Госавтоинспекцию (авто должно быть уже зарегистрировано);
- внесение изменений в конструкцию самостоятельно или с привлечением специалистов (решение принимается на основании заключения экспертизы);
- техосмотр на станции и получение карты диагностики;
- оформление протокола техосмотра после переоборудования ТС (предоставляет та же организация, что и первое заключение).
По окончанию процедуры ГИБДД выдает свидетельство о регистрации авто с изменениями конструкции. Если на машину устанавливаются элементы, предусмотренные производителем и соответствующие марке машины, обращаться в Госавтоинспекцию не нужно.
Видео: Порядок действий по регистрации изменений в конструкции транспортного средства
Для получения нового свидетельства после внесения изменений в конструкцию грузового или легкового автомобиля автолюбителю потребуется представить Госавтоинспекции следующие документы:
- чек, подтверждающий уплату обязательного взноса на сумму 800 рублей;
- предварительное заключение экспертизы на предмет возможности изменений конструкции ТС;
- удостоверение личности заявителя, его дубликат;
- свидетельство о постановке авто на учет;
- паспорт машины, его ксерокопия;
- протокол техэкспертизы;
- дубликат документов соответствия, удостоверенных нотариусом на элементы и запчасти, используемые для тюнинга, в отсутствии маркировки;
- карта диагностики;
- само транспортное средство для осмотра на соответствие требованиям техрегламента ТС.
Без документального оформления изменений конструкции авто можно обойтись, если транспортное средство переделывается серийно, и в качестве основы используется документация, созданная и согласованная в установленном законом порядке.
Ответственность за неоформленное переоборудование ТС
Согласно Правилам ДД, использование машины запрещено, если в его конструкцию были внесены дополнительные изменения без регистрации в Госавтоинспекции (п. 7.18 настоящего нормативно-правового акта).
Штраф за нарушение всего списка технеисправностей предусмотрены КоАП ч. 1 ст. 12.1. Данная часть предусматривает вынесения предупреждения (постановление заносится в общую базу) или материальное наказание – 500 рублей.
За вторичное деяние (если автолюбителя задержат на протяжении 12 месяцев после выплаты штрафа) водителю грозит лишение удостоверения на право управления транспортным средством сроком до 3-х месяцев или взыскание – 5 тыс. рублей (ч. 1.1 настоящей статьи).
На практике инспекторы ГАИ чаще всего останавливают ТС за ксенон, кенгурятники, ГБО и явный тюнинг: дуги на крыше, дополнительные спойлеры, глушители спортивного класса. На литые диски, фаркопы, необычные дворники сотрудники ДПС внимания не обращают. Но чтобы избежать возможных неприятностей с законом, при переоборудовании машины, лучше все оформить документально.