Одна из самых частых ситуаций на дороге – проезд по железнодорожному переезду, который встречается в каждом городе. Лучшим способом защитить себя от возможных происшествий там – четко знать правила и уметь их правильно применять на деле. ДТП на железнодорожных переездах один из самых тяжелых, и потому и начинающий, и опытный водители должны понимать, как на переезде правильно маневрировать, как выдерживать безопасную дистанцию и что делать при внештатных и опасных ситуациях. Этому посвящена наша статья – рассказать для начинающих и освежить знания для опытных автомобилистов.
Виды железнодорожных переездов
Железнодорожный переезд – пересечение автомобильной и железной дорог на одном уровне, предназначенное для проезда транспортных средств через ж/д-пути. Что значит «на одном уровне»? Это значит, что шоссе, проходящее под железнодорожным мостом, переездом не является. Они делятся на два вида:
- Регулируемый переезд – оборудованы шлагбаумом, разметкой, знаками, семафором, световой и звуковой сигнализацией и, как правило, подъемными стальными щитами, преграждающими путь при приближении поезда. У каждого регулируемого переезда должен быть дежурный, чья задача – следить за движением и подавать сигналы в экстренных случаях.
- Нерегулируемый переезд – не оснащаются светофором и другими способами оповещения. Дежурный, как правило, тоже отсутствует.
Запрещенные маневры на переездах
Итак, ПДД запрещает на железнодорожных переездах следующие действия:
Остановка кроме как вынужденная. Примером такого случая может быть поломка вашего автомобиля;
- Стоянка. Чтобы не нарушать, постарайтесь начинать движение по переезду только после того, как впереди стоящий автомобиль отъедет от железнодорожных путей. Так вам не потребуется останавливаться на рельсах из-за затора или внезапно вышедшей из строя машины впереди.
- Разворот, обгон и движение задним ходом – переезд опасное и узкое (обычно не более одной полосы в каждую сторону) место, потому маневры здесь недопустимы.
- Пересекать переезд при опускающемся или опущенном шлагбауме или при включенной светозвуковой сигнализации, или при особых знаках дежурного, подаваемых жезлом, флажком и даже руками.
Как правильно проезжать железнодорожный переезд
Рассмотрим правила движения для регулируемых и нерегулируемых железнодорожных переездов.
О том, что впереди переезд со шлагбаумом вас должен предупредить дорожный знак 1.1. Внутри населенных пунктов он устанавливается не менее чем за пятьдесят метров от переезда, за городом – на расстоянии 150-300 метров.
Дополнительно устанавливаются знаки 1.4.1-1.4.6 – они показывают расстояние до переезда. Чем меньше красных линий – тем вы ближе к нему. Увидели такие знаки – начинайте сбрасывать скорость и перестраиваться, если это необходимо.
Останавливаться нужно за пять метров до шлагбаума, либо у стоп-линии разметки или знака 2.5 «STOP», если таковые имеются. Если путь не прегражден и нет работающей сигнализации или специальных знаков дежурного – пересекайте переезд спокойно.
Если впереди расположен жд переезд без шлагбаума, то он обозначен знаком 1.2. Подъезжая к нему, остановитесь за 10 метров от начала путей (то есть от первого рельса). На таких переездах следует быть осторожным, особенно когда железная дорога полностью не видна из-за растительности, строений, поворота путей или плохой погоды. Посмотрите в обе стороны и прислушайтесь – прибывающий поезд можно услышать издалека.
Действия при экстренной ситуации
Самая опасная ситуация на железнодорожном переезде – вынужденная остановка из-за затора спереди и сзади или поломки автомобиля. В таком случае водитель должен выполнить следующие действия:
- Высадить всех пассажиров, чтобы они не находились на железнодорожных путях.
- Попытаться уйти с рельс любыми способами – устранить неполадку, перетолкать автомобиль с помощью пассажиров и других водителей или взять его на буксир.
- Оповестить о экстренной ситуации дежурного на переезде.
- Если это невозможно – отправить людей в обе стороны от переезда с фонариком, факелом или яркой тряпкой или одеждой. Они должны отойти примерно на километр (тормозной путь у поезда большой) и при приближении состава подавать сигналы с помощью упомянутых выше предметов.
- Если возможно послать лишь одного человека, то отправьте его в ту сторону железной дороги, где машинист не может заранее увидеть переезд (например, за поворотом).
- Подавайте тревожный сигнал с помощью трех коротких и одного длинного звукового сигнала – это классический вариант сигнала SOS, и если машинист услышит его, то попытается сбросить скорость поезда.
И помните – в таких ситуациях важна ваша личная безопасность, и если поезд не успеет затормозить – быстро покиньте автомобиль и железнодорожные пути, отойдите на безопасное расстояние.