29 мая 2019 года Советом Федерации РФ утвердил и подписал поправки в законе «О проведении технического осмотра транспортных средств», которые были направленны на снижение выдачи поддельных и фиктивных диагностических карт, без фактической проверки автомобиля на наличие неисправностей. Как и насколько это снизит количество неисправных машин на дорогах, говорить сейчас сложно, но стоимость диагностики точно станет выше.
Что измениться в правилах прохождения ТО
Поправки коснулись процедуры проведения ТО и его отчетности, в частности:
- Процедура проведения технического осмотра авто должна проводиться с фотофиксацией. Будут делаться 3 фотографии: первая – до начала проведения ТО, сзади авто, Вторая – при прохождении осмотра автомобиля, Третья – по завершения процедуры осмотра, спереди ТС. Так же фотографии дополнят их данными о геолокации, где радиус погрешности не должен превышать 150 метров от пункта проведения техосмотра.
- По результатам техосмотра будет выдаваться электронная диагностическая карта с электронной подписью технического эксперта. Бумажный вариант диагностической карты выданных до вступления в силу новых изменений, так же будет действителен до окончания срока их действия, а с 2020 года перестанут выдаваться. Электронный вариант будет храниться в базе ЕАИСТО 5 лет.
- Для каждого сервиса ТО, после прохождения им аккредитации, будет определено максимальное количество выдаваемых диагностических карт в день. Это количество будет занесено в ЕАИСТО. Если будет факт превышения данного значения составит более 5%, то система будет блокировать внесение дополнительной информации в базу данных.
- Техосмотр ТС должен проводиться только на диагностической линии. Диагностическая линия – это совокупность программного обеспечения и технического оборудования, необходимого для проведения технического осмотра автомобиля и передачи информации о ТС в базу данных. Автовладельцам можно будет проходить ТО на передвижных диагностических линиях.
- К каждой диагностической линии должен быть прикреплен не менее 1 технического специалиста.
- Контролировать работу станций технического обслуживания будут ГИБДД, а так же проведение внеплановых проверок и после обращения и появлении новостей в СМИ на автосервис.
- Если станция ТО будет снята с аккредитации РСА, по причине выявления фактов нарушения при выдаче серых диагностических карт, то выданные карты от данного ТО будут аннулироваться.
Новые изменения в правила прохождения техосмотра автомобиля вступят в силу с 8 июня 2020 года.
Условия для прохождения техосмотра
Для проведения технического осмотра ТС, автовладельцу необходимо иметь при себе перечень документов:
- Документ удостоверяющий личность (паспорт РФ, ВУ), а для не владельца авто еще и доверенность;
- СТС автомобиля.
Если данные в документах ТС и самого автомобиля не совпадают, то вам будет отказано в процедуре прохождения ТО. Если все данные совпадают, автовладелец (представитель) оплачивает услугу диагностики и заезжает на линию осмотра ТС.
Что будут проверять на диагностике
Технический осмотр направлен на проверку:
- Тормозные системы;
- Рулевое управление, усилитель руля;
- Внешние световые приборы: новые поправки запретили использовать цветные или бесцветные пленки для фар;
- Стеклоочистители и стеклоомыватели: теперь запрещено заменять заводские стеклоочестители и стеклоомыватели;
- Шины и колеса: шипованая резина теперь должна быть установлена на все колеса, а не только на ведущие;
- Двигатель и его системы;
- Наличие аптечки, рабочего огнетушителя и знака аварийной остановки;
- Наличие демпфера, если он предусмотрен заводом производителем;
- Места размещения, установки и подключение ГБО;
Помимо этого, в автомобилях категорий N1, N2 и M1, M2, M3 будет проверяться качество функционирования устройств мгновенного вызова экстренных служб (исходя из Постановления от 05.12.2011 № 1008)
Несмотря на упоминание в Постановлении категории легковых автомобилей, ни одна легковая машина в наше время подобной системой не оснащена. По этой причине соответствующая проверка будет осуществляться только в тех авто, в которых присутствует система экстренного вызова служб.
После прохождения технического осмотра автомобиля, вся информация будет занесена в базу ЕАИСТО.
Если при проверке будут выявленных неисправности, то автовладельцу, устранившему их в течение 20 дней, нужно только пройти проверку того узла автомобиля, который был неисправен. Если ремонт машины занял более 20 дней, то собственник ТС должен будет пройти повторно полную проверку автотранспорта.
Продолжительность диагностики
Категория ТС | Время на диагностику |
М1 | 30 мин. |
М2 | 54 мин. |
М3 | 65 мин. |
N1 | 32 мин. |
N2 | 63 мин. |
N3 | 68 мин. |
О1 И О2 | 25 мин. |
О3 И О4 | 44 мин. |
L | 10 мин. |
Стоимость выдачи диагностической карты
Категория ТС | Стоимость ТО |
M1. Легковые авто, которые имеют не более 8 пассажирских мест. | 720 р. |
M2. Транспортные средства с технически дозволенным весом до 5 тонн, используемые для пассажирских перевозок (автобусы). Имеют более 8 сидений для пассажиров. | 1290 р. |
M3. Транспортные средства с технически дозволенным весом от 5 тонн, используемые для пассажирских перевозок (автобусы). Имеют более 8 сидений для пассажиров. | 1560 р. |
N1. Автомобили для грузоперевозок с технически дозволенным весом до 3,5 тонн. | 770 р. |
N2. Автомобили для грузоперевозок с технически дозволенным весом от 3,5 до 12 тонн. | 1510 р. |
N3. Автомобили для грузоперевозок с технически дозволенным весом от 12 тонн. | 1630 р. |
О1. Прицепы с технически дозволенным весом до 0,75 тонн. | 600 р. |
О2. Прицепы с технически дозволенным весом от 0,75 до 3,5 тонн. | 600 р. |
О3. Прицепы с технически дозволенным весом от 3,5 до 10 тонн. | 1050 р. |
О4. Прицепы с технически дозволенным весом от 10 тонн. | 1050 р. |
L. Мотоциклы, мопеды, мотороллеры и другие моторизованные транспортные средства. | 240 р. |
Данные цены указаны в среднем на текущий год, а стоимость ТО в 2020 точно изменить и в большую сторону. Это связано с дополнительный оборудованием пунктов технического осмотра. По словам сотрудника Российского Союза Страховщиков, ориентировочная средняя стоимость составит порядка 1000 рублей для категории «М1».
Ответственность для станций техобслуживания и владельцев ТС
По заявлению РСА, проблем с автоматической проверкой камерами системой фотофиксацией наличия действующей диагностической карты для автомобиля не будет. Размер штрафа за езду без техосмотра составит 2000 рублей и его получить можно будет раз в день, при движении по дорогам с системой фото и видео фиксацией. Так же при выявлении такого факта, страховщик вправе будет разорвать действующий договор ОСАГО с автовладельцем, а при ДТП, если виновником является водитель неисправного автомобиля, страховая компания вправе будет подать на автовладельца в суд.
За выдачу ложных диагностических карт, станциям технического обслуживания грозит штраф в размере 300 000 рублей или для виновников лишение свободы на срок до 6 месяцев.
Часто задаваемые вопросы
- «Когда надо проходить техосмотр?» — Вы должны получить (продлить) новую диагностическую карту до окончания действия старой.
- «Когда проходить техосмотр на новом автомобиле?» — Если вы купили новый автомобиль категории В, то 3 года вам проходить ТО ненужно. Всем остальным автомобилям необходимо прохождения ТО.
- «Нужно ли возить с собой диагностическую карту?» — Ответ: «Для ТС, предназначенных для перевозки людей (такси, автобусы, грузовой автомобиль) и опасных грузов возить обязательно, для остальных категорий машин — нет».