Водительские права – это документ, цена которого известна всем владельцев транспортных средств. Еще перед покупкой автомобиля или мотоцикла люди заботятся о том, чтобы сдать экзамен и получить удостоверение водителя. В России права делятся на категории в зависимости от транспортного средства. Самая распространенная – категория B, необходимая для управления легковыми авто. Многие водители категории В хотят открыть категорию А при наличии В, поскольку в условиях городских пробок мотоцикл порой просто незаменим.
Как открыть категорию А если есть В
Водитель категории В, который хочет получить права для управления мотоциклом, должен собрать документы и сдать экзамен. Ему не нужно посещать автошколу проходить долгий подготовительный курс. Но теоретические занятия в ГИБДД всё же будут, ведь управление мотоциклом отличается от управления легковым авто.
Какие документы понадобятся
Точный перечень документов может зависеть от того, где человек будет сдавать экзамен. Регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД наверняка потребует дополнительные документы, если человек прописан в другом регионе страны. Но базовый перечень бумаг всегда один и тот же:
- Водительское удостоверение категории В.
- Талон, подкрепляющий данное удостоверение.
- Паспорт гражданина РФ (или другой страны, если человек еще не получил гражданство).
- Медсправка (такая же, как и при получении прав категории В).
- Заявление по образцу (актуальный образец есть в любом отделении МРЭО).
- Квитанции, свидетельствующие о уплате госпошлины.
Куда отнести документы
Полный пакет документов нужно предоставить в регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД по месту проживания. Найти адрес отделения ГИБДД и информацию о часах приема можно на государственном сайте https://www.gibdd.ru. Там же размещены телефоны и другие контактные данные, по которым можно обратиться для уточнения списка документов и других вопросов.
Условия допуска к экзамену для категории А
Чтобы ГИБДД не отказала в экзамене, нужно соблюсти несколько условий:
- Человек должен быть старше 16 лет. Теоретические занятия можно посещать с 14 лет, а вот практическая часть экзамена доступна только для людей, которым уже исполнилось 16. Это очень важный момент.
- Повторное медобследование обязательно. Даже если человек получил права категории В совсем недавно (например, месяц назад) – он не может обратиться за правами категории А с той же медсправкой.
- Если у человека нет никакой категории водительских прав, то он обязан пройти курс теоретических занятий. Сделать это можно в автошколе или индивидуально, с частным инструктором.
Как проходит экзамен для категории А
Экзамен состоит из 2 частей – теоретической и практической. Первая часть не станет сюрпризом, ведь она сильно похожа на теорию, которую человек уже сдавал для прав категории В. Со второй частью дело обстоит иначе. Упражнения совсем другие и требуют от водителя иных навыков. Поэтому готовиться нужно серьезно.
Теоретическая часть экзамена
Теоретическая сторона экзамена позволяет сотруднику ГИБДД определить, готов ли человек управлять мотоциклом. В начале экзамена человеку предлагают на выбор билеты, в каждом из которых содержится 20 вопросов. Это обычные тесты с вариантами ответа, среди которых всего 1 правильный. Вопросы касаются не только ПДД. Мотоцикл – это довольно опасный транспорт, поэтому ГИБДД уделяет большое внимание первой доврачебной помощи.
В экзаменационных вопросах поднимаются такие темы:
- Базовые положения по допуску в эксплуатацию мотоциклов.
- Технические элементы, необходимые для безопасного вождения.
- Факторы, на основании которых может возникнуть ДТП.
- Доврачебная медицинская помощь пострадавшим при ДТП.
- Элементы конструкции мотоцикла, прямо влияющие на безопасность вождения.
- Законодательная база РФ, касающаяся безопасного вождения.
Иногда в билетах встречаются и другие тематики, но подкованности по перечисленным темам в любом случае будет достаточно для того, чтобы сдать теоретическую часть экзамена.
Практическая часть экзамена
Когда человек подбирается к практическим занятиям – становится понятно, почему езда без категории на мотоцикле не является хорошей идеей. На практическом экзамене предлагаются упражнения, для которых нужна хорошая подготовка. В дальнейшем она очень сильно помогает на дороге.
Экзамен проводится на автодроме или закрытой площадке. Перед тем, как начать экзамен, водитель может ознакомиться с трассой. Для этого ему дают всего 2 минуты. В это время можно совершать любые ошибки, вплоть до самых грубых – в протокол они всё равно не будут занесены. После ознакомления с трассой водитель вправе отказаться от экзамена, если не чувствует себя готовым. Это не засчитывается как попытка сдачи экзамена.
«Консультант +» приводит список следующих умений, которые человек должен показать на экзамене:
- Управление мотоциклом на низкой и высокой скорости.
- Правильное переключение скоростей.
- Маневренность в условиях ограниченного пространства.
- Умение использовать зеркала заднего вида.
- Умение тронуться с места.
- Кратковременное вождение одной рукой.
Упражнения на экзамене в разных отделах ГИБДД могут слегка отличаться, но их структура всегда одна и та же. Она комплексно охватывает навыки мотоциклиста. Это 3 упражнения, каждое из которых состоит из нескольких маневров:
- «Разгон-торможение», «габаритный полукруг», «габаритный коридор».
- «Управление на низкой скорости», «колейная дорога», «змейка».
- «Габаритная восьмерка».
Как успешно сдать экзамен на категорию А
Если у водителя есть права категории В, то для получения категории А ему нужно набрать на экзамене не более 5 штрафных баллов. Они начисляются за ошибки во время практической части экзамена. Теоретическая часть не имеет штрафных баллов. На ее основании экзаменатор просто решает, допускать ли человека к практической части
Нарушения, за которые начисляется 1 штрафной балл:
- Не подача сигналов о начале движения и торможении.
- Не включение ближнего света перед началом движения.
- Блокировка колеса возле стоп-линии.
Нарушение, за которые начисляются 3 штрафных балла:
- Непереключение передач, когда это необходимо.
- Не включение нейтральной передачи после остановки с работающим двигателем.
- Не подача сигнала о повороте (или запоздалая подача).
- Заглохание двигателя перед началом движения.
- Нарушение норматива по времени движения на низкой скорости.
Нарушения, за которые начисляются 5 штрафных баллов:
- Отклонение от намеченной траектории.
- Пересечение разметочной линии или стоп-линии.
- Остановка на расстоянии более 40 см от стоп-линии.
- Прикосновение ногой к поверхности автодрома.
Если водитель превысил количество штрафов в одном из упражнений, а остальные сдал успешно, то он может пересдать неудачную попытку. Если пересдача тоже не увенчалась успехом, то придется пересдавать все упражнения заново. Все ошибки экзаменатор фиксирует в протоколе.
После успешной сдачи экзамена водитель должен обратиться в отделение ГАИ, чтобы получить права категории А. В ГАИ ему оформят все документы и выдадут на руки водительское удостоверение.
Заключение
Итак, получить категорию А при наличии категории В довольно легко. Не нужно заново проходить теоретические и практические занятия в автошколе. Всё, что требуется от водителя – принести документы и сдать экзамен. Человек, который уже управляет автомобилем, обычно не испытывает трудностей при сдаче экзамена на права категории А.
А как сейчас?
Как ныне? и М категория в ходу ли?
В Питере на данный момент сдать на «А» экстерном нельзя, даже если есть «B» или любая другая категория. Звонил на шоссе революции, ходил к юристу.
Всем удачи!
Экстерном не принимают. Полное враньё в данной статье про открытие категории А при
наличии уже имеющейся В в2018 году.
Плюса здесь два :
— сдать экзамены самостоятельно подготовившись практически обречены на неудачу.
Поэтому намучаетесь при штудировании всех этих билетов в одиночестве.
Да, и тонкости по сдаче вождения там имеются.
А к чему эта морока ? Так что лучше в школу и вместе с коллективом пройти этот путь.
Тем более весело , зодорно и без мучений одиночества!
— ну, как говориться : повторение — мать учения ! Вы что так хорошо Правила знаете?
А тут предоставляется возможность основательно всё повторить, а то и выучить новое.
Давно ведь ездите и не повторяете Правила самостоятельно!
Так же и про справку. Да , нельзя даже через месяц ! Если у Вас там стоит при заключении
о допуске к категории В. А соображалка то для чего у Вас ?
Идёте на медкомиссию когда обменивать скажем категорию В после окончания срока
попросите врача поставить отметку о допуске в управлении категории А,В сразу.
Тем более что знаете , что будете скоро сдавать экзамен на А.
А лучше просто себя подстраховать и иметь в медсправке имено так допуск.
Вдруг в ближайшие 10 лет надумаете открыть и категорию А .
Вот тогда то не придётся заново проходить медкомиссию, а просто
представить уже прежнюю . Ведь в ней имеется допуск и на категорию А.
Какой молодец, что попросил врача об этом !!!
Очередная обдираловка денег с водителей у которых уже открыта категория В. Ладно экзамены сдать согласен. Но платить за обучение автошколам полный бред, Только и думают как с народа денег по больше выкачать ((((
Очередная обдираловка денег с водителей у которых уже открыта категория В,С. Ладно экзамены сдать согласен. Но платить за обучение автошколам полный бред, Только и думают как с народа денег по больше выкачать. Хапуги.
Хотел все по правилам сделать категорию открыть, В В1 уже есть хотел А для поездок в лес или на рыбалку на мототехнике…. но как то передумал лучше ниву преобресть на ходу… дешевле обойдется. Автошкола это от 20т.р. без школы мед.справка от 2т.р. сама карточка от 500р + госпошлина и сдать с первого раза вы сможете только теорию и то если знаете ее, а практику вам обязательно завалят на первый раз, как то так… в этой стране все сделанно для обдирательства народа….
К сожалению права категории «А» не подходят для управления за рубежом с выше 250 кубов! Нужна третья категория класс тяжелые мотоциклы от 250 кубов!
Проще купить!